органы местного самоуправления
В поисках родословного древа
(дополнительный материал к странице Архив)

Тема поиска своих предков стала в последние годы популярной. Многие “загорелись” желанием создать свое родословное древо, написать семейную историю жизни своего рода, а кто-то пытается разыскать информацию о своих предках исходя из сугубо практического интереса – ведь одним из главных требований для получения российского гражданства является подтверждение того, что родственник иностранного гражданина по прямой восходящей линии (отец/мать, бабушка/дедушка и т.д.) проживал или проживает на территории Российской Федерации.

 

В этом деле, помимо опроса родственников и изучения семейных документов, может помочь архив, куда можно обратиться с целью получения соответствующей муниципальной услуги.

 

Запросы, поступающие в архив, подразделяются на тематические и запросы социально-правового характера.

 

Тематический запрос – запрос о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, событию или факту. Разновидностью тематического запроса является биографический запрос, по которому устанавливаются сведения, необходимые для изучения жизни конкретного лица, уточняются факты его биографии и генеалогический запрос — запрос, выражающий потребность в документной информации, устанавливающей родство, родственные связи двух или более лиц, историю семьи, рода.

 

Исполнение тематических запросов – одно из направлений деятельности архива и вид оказываемых им услуг.

 

Нередко поступают запросы, как правило, по телефону или на адрес электронной почты, с просьбой найти сведения о родственниках, чаще всего – прадедах и дедах, но из всей информации заявитель располагает сведениями об имени родственника, еще – о том, что он проживал и работал  в Локтевском районе, но при этом ни места проживания, ни места работы назвать не может.

 

Архив обязан отвечать не на все запросы, а только на такие, при написании которых выполнены определенные правила.

 

Запрос должен содержать: сведения о том, кто его написал – название организации или фамилию имя и отчество гражданина, почтовый адрес, чтобы можно было ответить на ваш запрос по почте; тему – то есть должно быть четко сформулировано, что именно вы хотите узнать, хронологические рамки запрашиваемой информации – просить найти всех носителей вашей фамилии во всех документах архива бессмысленно, но попросить сделать это по определенному населенному пункту и хронологическому периоду вполне допустимо.

 

На запросы, в которых эти условия не соблюдены, архив, конечно же, даст ответ, но он будет отрицательным.  Поэтому, прежде чем обращаться в архивы, необходимо собрать поисковые сведения о своих предках: фамилии, имена, отчества, места проживания, работы и хотя бы приблизительные годы рождения, бракосочетания и смерти родственников.

 

При изучении истории семьи могут быть полезны разнообразные документы:

– метрические книги (записи обрядов) православных, католических приходов, в разное время действовавших на территории проживания родственников, содержащие сведения о рождении детей, бракосочетаниях населения, а также информация о погребении;

– исповедные росписи (для верующих) несут в себе информацию об исповедях жителей, а так же в них указывался полный состав семьи, кроме новорождённых;

– ревизские  сказки (документ ревизского учёта с 1718 по 1858 гг. податного населения) – подушные переписи (описи живущих в доме) и перепись населения;

 

Главными и универсальными источниками для составления родословий всех без исключения категорий населения являются метрические книги. При исследовании истории родов метрические записи — почти единственные документальные источники (если учитывать то, что ревизские сказки, исповедные ведомости, документы переписей населения сохранились фрагментарно).

 

Источники перечисленной генеалогической информации представляют собой документы дореволюционного периода, которые находятся на хранении в АКГУ «Государственный архив Алтайского края». Там же хранятся архивно-следственные дела на репрессированных и реабилитированных граждан, личные дела номенклатурных партийных работников.

        

Хорошим источником для генеалогических исследований являются похозяйственные книги, которые изначально должны были стать основным источником предоставления информации о ведении гражданами личного подсобного хозяйства: наличии у них земли, скота, жилых построек. С принятием Постановления Совета народных комиссаров СССР от 26.01.1934 г. № 185 (утратило силу с 17.10.1987) «О первичном учёте в сельских советах» начинается история похозяйственного учета в России, а в сельский быт входят похозяйственные книги. Похозяйственные книги хранятся в сельских советах 75 лет, по истечении этого срока передаются на государственное хранение, поэтому в муниципальном архиве на постоянном хранении находятся неполным комплексом похозяйственные книги, содержащиеся в девяти фондах сельских Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов по 1945 год включительно.

        

В книгах отражены подробные данные о членах семьи, проживавших в хозяйстве, об их отношении к главе, фамилия, имена, отчества, пол, возраст, нация, являлся ли человек красноармейцем, грамотность, специальность, занятие и место работы, отметки о выбытии членов семьи и всей семьи, размер приусадебного участка, наличие домашних животных и птицы. Похозяйственные книги составлялись на каждые пять лет и ведутся по настоящее время.

 

По городу Горняку такие документы отсутствуют.

 

Большим подспорьем в генеалогическом поиске являются электронные базы данных Министерства обороны РФ, такие как «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», на которых содержится важная информация об участниках Великой Отечественной войны.

 

Но и хранящиеся в районном архиве документы, содержащие сведения об участниках Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. можно также отнести к источникам генеалогической информации – анкеты участников Великой Отечественной войны, карточки воинов, погибших и пропавших без вести,  подлинники извещений о гибели, извещения о пропаже без вести красноармейцев – жителей района, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с белофиннами (1939-1940 гг.).

 

Так, одной из заявителей, разыскивавшей данные о своем дедушке, о судьбе которого ей ничего не было известно, кроме того, что он проживал в селе Успенка, отдел смог предоставить не только данные о составе его семьи, но и сведения о его призыве на фронт и архивную копию «похоронки». 

 

Ещё одно направление — поиск по месту работы. Все организации при их ликвидации обязаны сдать в государственный или муниципальный архив архивы документы по личному составу. Если организация не ликвидирована, документы хранятся в отделе кадров.

 

Документы по личному составу характеризуют правовую, трудовую и служебную деятельность работников организации. Источником информации являются личные дела, личные карточки формы Т-2 работников ликвидированных организаций, которые содержат анкетные данные, фотографии, автобиографию, сведения о занимаемых должностях, зарплате, поощрениях и выговорах, времени предоставления отпусков, о времени и причине увольнения. Любой документ по личному составу, вне зависимости от цели его создания, места, времени возникновения, авторства, содержит информацию, которая может быть востребована через определенный временной период в качестве источника для исполнения генеалогических запросов. Следует отметить, что документы по личному составу выдаются и используются в соответствии с российским законодательством о персональных данных.

 

К сожалению, архив не располагает электронной базой самих архивных документов, но с перечнем фондов муниципального архива, а также с описями документов, находящихся на хранении, можно ознакомиться на официальном сайте Локтевского района loktevskiy-rn.ru, в разделе «Социальная политика/Архив.

 

Архив проводит работу по исполнению тематических запросов безвозмездно.

               

Таким образом, на пути к составлению относительно полной родословной своей семьи исследователю нужно сделать всего несколько простых шагов, первый из которых — это понять, для чего вам это нужно, и быть готовым к тому, что сам процесс поиска информации о родственниках, скорее всего, будет долгим и кропотливым, при этом крайне увлекательным и интересным.  Уважение и почитание своих предков должно стать лейтмотивом всех генеалогических изысканий, даже если поводом для их начала стали вполне себе практические цели. 

 

 

Начальник архивного отдела 
Локтевского района
И. С. Николенко

Фотоматериал

1
1
2
2
3
3
Вы здесь: Главная Социальная политика Архив В поисках родословного древа (дополнительный материал)
Горячая линия по вопросам коронавируса
Анкета опроса населения с использованием IT-технологий по оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления Инвестиционный портал региона Страховая пенсия цифровойсертификат.рф
Другое дело АСМР о реализации национальных проектов в регионе Опрос в рамках мониторинга оценки состояния и развития конкуренции в регионе
Расскажите о Вашей проблеме - решим ее вместе!
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

ОМСУ © 2013 - 2023 Все права защищены. Органы местного самоуправления муниципального образования Локтевский район Алтайского края

loktevskiy-rn.ru официальный сайт, lokadm22@mail.ru официальная электронная почта

Адрес для отправки корреспонденции почтовым отправлением через ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»:
Российская Федерация, 658420, Алтайский край, Локтевский район, город Горняк, улица Миронова, дом 97а

Представительства в социальных сетях
Контакты в социальных медиа https://t.me/admlokt

Яндекс.Метрика

Сегодня 06 февраля 2023 года, понедельник. Информация предназначена для лиц, возраста старше 18+.
Данный сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации. Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта

Прокрутить вверх
Прокрутить вниз